Книга для родителей «Как не стать врагом своему ребенку» Андрей Максимов

андрей максимов

   Андрей Максимов — известный телерадиоведущий, психофилософ, педагог, писатель и автор книг, статей и лекций по психологии общения. Его книги,  интервью и проекты, можно посмотреть на сайте http://www.amaximov.ru/.

О книге

   После прочтения книги Андрея Максимова «Общение. В поисках общего» и прослушивания его лекций, мне было очень интересно мнение автора на «детскую тему».

  Жанр книги, автор сам именует, как «высказывания», и это, совершенно оправданно, ведь в ней, чувствуется «эффект диалога» с читателем, когда можно не просто внимать словам «о вечном»,  а думать, соглашаться, или напротив — спорить.  Кстати, в книге приводится интересные  «высказывания» Януша Корчака, Абрахама Маслоу, Эрика Берна, Льва Толстого и т.д.

   Много противоречивых отзывов на эту книгу, в большинстве, конечно положительных.  Еще раз отмечу, что мне кажется, это в первую очередь от того, что всем мы — читатели, ищем совершенно разные ответы на свои вопросы, в той или иной книге. Ну и конечно,  информационный «багаж», у всех разный — это я к тому, что для одних родителей, эта книга, будет чем-то новым, а для других,  уже «пройденным материалом» , в духе «мы и так знаем, что ребенка надо уважать» (но как часто это бывает, что «знать то, мы знаем», на на практике — совершенно все по-другому делаем).  Как сам автор приводит в книге пример, что любые родители (даже самые ужасные, с точки зрения общества и здравого смысла), считают, что «любят» своих детей. Просто понимают эту самую «любовь», каждый по-своему. Да и статистика проблем, в «детской» сфере — от психологических, до угрозы жизни и здоровью, увы представляет собой печальную картину.

Основной лейтмотив книги, выражен в следующем:

  Цитата : «Человек рождается свободным, рождается для того, чтобы реализовать все то, что заложено в нем Богом» и наша задача как родителей — помочь ему в этом, вырастить его «Творцом» своей жизни, а не «Рабом» чужой. В сотрудничестве со своим ребенком, в понимании и терпении — истинный смысл Воспитания».

  Поэтому, сразу хочу отметить, это — не свод законов общения с детьми или сборник упражнений по педагогике и психологии. Это совершенно другой формат!

В книге есть 2 части:

  •  «Взрослые и дети. Два мира. Две судьбы. Два опыта»
  •  «Взрослые и дети. Ситуации, которые могут стать проблемными»

В конце каждой главы, есть небольшие притчи-метафоры с рисунками по теме. Книга написана легким языком, без академических нравоучений и читается на одном дыхании.  Автор, даже предлагает читать ее, вместе с детьми.

Цитата: «Мне бы хотелось, чтобы эту книгу интересно было читать и детям и взрослым. Я убежден: детям ужасно интересно узнать, как советуют их воспитывать»

   Часто, книга «Как не стать врагом своему ребенку»  встречается в списках  рекомендуемых книг для родителей, и она, на мой взгляд,  по своему,  дополняет все эти популярные «библии» о воспитания детей именитых психологов, педагогов и иных «детских» специалистов. Как пишет сам автор, о ней: «Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начинаешь раздумывать, книга достигла цели». Главное, что автор, сам является родителем и очень душевно и мудро, рассказывает о своем опыте и воспоминаниях, что очень симпатично.

Приведу, несколько цитат из книги:

«Опыт детей и проблемы»

  • «У детей нет НАШЕГО опыта. Но это не значит, что у них нет опыта вообще. Просто он у них свой.»
  • «Увы, многие взрослые понимают воспитание именно как навязывание ребенку своего опыта».
  • «Путь от естественности и неагрессии к циничному взгляду на мир и манипулированию другими (по сути, процесс ухудшения своей личности) мы и называем приобретением жизненного опыта.»
  • «Детство -это такой этап нашей жизни, по которому приятно ностальгировать, но который весьма и весьма тяжело проживать. По насыщенности и количеству открытий, детство, наверное, самая серьезная пора человеческой жизни».
  • «И нам кажется, что вот сейчас мы как следует подготовим его к этой  взрослой жизни и он поплывет по ней, рассекая жизненные просторы на нами построенном корабле. Как только человек рождается. О сразу начинает жить.Сразу. Начинает. Жить»
  • «К ребенку нужно относиться не как к ученику, а как к учителю. Ведь дети всегда естественны и искренни. Помните, что ребенка мы рождаем для мира, а не для себя. Поэтому неправильно относиться к нему как к игрушке. Если ребенок что-то просит, а вы говорите: «Мало ли чего ты хочешь», такой ребенок не поднесет в старости стакан воды».
  • «Мы никак не можем, да и не хотим понимать: когда у девочки отнимают шоколадку или когда у Анну Карениной отнимают любовь — эти две дамы страдают одинаково».

«Общение с  ребенком»

Как и в другой книге Андрея Максимова «Общение в поисках общего», здесь упоминается понятие семантического шума — смыслового барьера, происходящего, от различного понимания смысла слов посылающим и принимающим информацию.

  • «Если со взрослыми людьми вранье оправдать сложно, то с подрастающим поколением всегда есть оправдание: мы сказали неправду из педагогических соображений!».
  • «О том, чтобы сделать маленького человека счастливым, думают только родители. Больше этим не занимается никто».
  • «Удобный ребенок — это тот, кого не научили самому делать то, что ему представляется верным. Мы сочиняем ребенку прекрасное будущее, потом всячески способствуем осуществлению наших планов. Мы спокойны. Удобному ребенку построена удобная жизнь. А о том, что эта жизнь — чужая, мы просто не задумываемся».

«О мотивации и призвании»

  •  «Когда мы говорим ребенку, что он лентяй, это значит, что мы просто не умеем найти мотивацию для совершения неинтересного дела».
  • «Выбор призвания — это выбор счастливой жизни. Реализовать себя — корневая, фундаментальная потребность человека: если она не осуществляется, человек не просто не может быть счастлив — он не может быть спокоен и уверен в себе!»
  • «К браку по расчету, большинство из нас относится негативно. К выбору работы по расчету мы относимся гораздо спокойнее».
  • «Если в детстве, у человека было много занятий, которые ему приносили радость, он сумеет выбрать то, которому захочет посвятить жизнь».

Вторую  часть, автор посвятил  школе, проблемам обучения и воспитания. А в конце, есть список книг, которые автор рекомендует к прочтению.


Автор флешбука «Читариум»: Ксюша Лекс

 

Добавить комментарий