Зимние опыты со льдом и лайфхаки для научных занятий с детьми

Как никогда, зимой актуальны опыты для детей со льдом и снегом! 😉

Сегодня мы выполняем исследовательское задание Татьяны Лазаревой (блог «Вместе с мамой»). Расскажем о 4 простых опытах со льдом и лайфхаках для организации научных занятий в домашних условиях.

Что нужно сделать заранее для опытов со льдом: чтобы было удобно по времени с ребенком заниматься, заморозьте воду на ночь в морозилке, тогда с утра, у вас будут уже все готовы материалы и не нужно будет ждать. Плюс, исследования хорошо проводить при дневном свете. 🙂 

ЧЕМОДАНЧИК ДЛЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В марафоне «Краски осени» было научно-исследовательское задание и я показывала подобный чемоданик, но для сбора даров природы!  😉 Оба оказались незаменимыми для  наших занятий.

СОСТАВ НАБОРА ДЛЯ ОПЫТОВ:

  • пинцет 
  • лупа
  • фонарик мини и фонарик на голову
  • пипетки — можно взять от капель или для творчества(мыловарения, например)
  • ложка
  • мини-пульверизатор
  • бинокль
  • двухсторонний скотч
  • зип-пакетики

Все аксессуары, которые обычно кладут в детские наборы  (например, для лепки, мозаики с водой, конструкторы, готовые наборы детских опытов)  подойдут для создания такого домашнего наборчика.

Присмотритесь хорошенько, много чего интересного из бытовых предметов, можно пустить во благо детской науки!  😉 

Чем полезен научный чемоданчик:

  • Во-первых, удобно хранить и убирать после занятий.
  • Во-вторых, можно быстро организовать само исследовательское занятие, когда все под рукой. 😉 

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Не раз уже упоминала канцелярский планшет — как супер полезную вещь, для заданий и занятий.И в этот раз он нам очень пригодился!Какое же исследование без фиксации результатов!? 😉 

На листе бумаге можно отметить свои наблюдения, нарисовать рисунки и т.д.!Ну и для пущей солидности не помешает (мы же- молодые ученые)! 😀 

ОПЫТ СО ЛЬДОМ № 1. КАК ЗАМЕРЗАЮТ РАЗНЫЕ ЖИДКОСТИ?

Для опыта понадобится:

  • формочка для льда (лучше выделить специально для детских игр отдельную формочку)
  • растительное масло
  • молоко
  • соленая вода
  • поднос
  • лупа

Мы взяли еще йод и фукорцин из любопытства 😯 . И надо сказать, что можно обойтись без них (они пачкают все, нужно аккуратно обращаться, чтобы не испачкаться и специфический «медицинский» запах). 

Как сделать:

  1. В формочки разлить равное количество разных жидкостей (масло, воду, соленую воду, молоко и т.д.).
  2. Рассмотреть их внимательно и установить: чем они отличаются (цвет, состав и т.д.).
  3. Изучить свойства жидкостей, (замерзать, тягучесть, способность принимать форму ёмкости и т.д.).
  4. Формочки поместить в холодильник.
  5. Узнать через некоторое время, все ли они замерзли? Какое количество времени понадобилось для этого? Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
  6. Изучить замерзшую структуру образцов льда (мягкая, рыхлая, твердая, мутная, прозрачная, с осадком или без  т.д.).

По итогам, у нас получилась вот такая «молекулярная кухня» 😉 . И зря я ругала фукорцин!Он после замерзания окрасился в золотой оттенок. Из чего Эндрю сделал супернаучный вывод, что мы с  ним, все так алхимики и научились делать золото! 🙂 

ОПЫТ № 2. В ЧЕМ ЛЕД БЫСТРЕЕ ТАЕТ?

Изучаем  физическое понятие «теплопроводность». 🙂 Есть материалы, которые хорошо защищают от тепла (имеют низкую теплопроводность), есть те, которые хорошо проводят тепло (имеют высокую теплопроводность). 

Понадобится:

  • 3 кусочка льда (нужно заморозить в формочках заранее)
  • фольга
  • ткань
  • бумага (газета, бумага для выпечки и т.д.)

Как сделать:

  1. Лед завернуть в образцы (бумага, фольга, ткань)
  2. Понаблюдайте, в каких образцах лед быстрее растает и сделайте выводы, где это происходит быстрее.

ОПЫТ № 3. ИЗУЧАЕМ СНЕЖИНКИ

Понадобится:

  • лупа
  • бархатная черная бумага (продается наборами для творчества)
  • снег  🙂  (если на улице с ним совсем туго, можно взять в морозилке)

Как сделать:

Снежинки положит на кусочек бархатной бумаги и изучать снежинки, с помощью лупы. Можно нарисовать снежинке в дневнике наблюдений.

Рекомендую книжечку на тему изучения снежинок «Книга про снежинки» Ольги Дворняковой  (изд. «Настя и Никита»). 🙂 

 

ОПЫТ № 4. ЛЕДЯНЫЕ САМОЦВЕТЫ

 

ЛАЙФХАК ДЛЯ ДОМАШНИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 Еще одна ВЕЩЬ  которая пригодится для домашних научных опытов с детьми — это обыкновенный поднос (точнее, в данном случае НЕобыкновенный, а для пельменей). Так как «пельменолеп» из меня тот еще, мы его приобрели исключительно в целях научных изысканий и игр! У него очень удобная форма и он белый (т.е., не отвлекает от учебного материала).

Варианты использования:

  • сенсорная коробочка
  • детские исследования и опыты
  • игры с карточками
  • для сборки конструктора
  • для аппликаций
  • создание микро-миров
  • игрушечный каток 

 

Возвращаемся к опыту! 😉 

Понадобится:

  • заранее замороженный лед в формочке
  • краски (подойдет акварель) и кисточка
  • соль и ложечка
  • пипетка

Как сделать:

  1. Лед достать из формочки и положить на поднос
  2. Краску можно наносить кисточкой, или пипеткой (краски нужно развести с водой в отдельной емкости).
  3. Посыпьте сверху лед солью. В нем начнут волшебным образом образовываться «тоннели» и бороздки, по которым растекается краска.

Отправляю наши зимние опыты со льдом в коллекцию идей в «Детскую галерею»! 😉

P.S.  А какие игры и опыты со льдом нравятся вашим детям? Поделитесь в комментариях! 😉 


Спонсоры марафона «Зимняя сказка»:

 

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАГЛЯНИТЕ В БЛОГИ ОРГАНИЗАТОРОВ,

ЧТОБЫ УЗНАТЬ НОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

 

 

6 comments

  1. Маргарита says:

    Очень интересное задание! Мой внук с таким задором собирал вначале «чемоданчик», чтобы все атрибуты к заданию были готовы, а затем пошагово выполнял… Восторг и умиление — такие бурные эмоции вызвали результаты, когда все получилось и он почувствовал себя молодым ученым… Правда, мы были перепачканы, с холодными и мокрыми руками, но очень счастливыми. Спасибо

  2. Татьяна says:

    Ксюша!!! как всё по полочкам подробно разложила, показала и объяснила!!! очень было интересно! благодарю тебя!!!

  3. Алла says:

    Как всегда познавательно и детский восторг от всего. Я лично в восторге от коробочки.

  4. Ксюша Лекс says:

    Спасибо большое!!!Очень рада, что идея понравилась)))!

Добавить комментарий